Loading...
Пожалуйста, подождите...
НСМОС
Подразделы:
Национальная система мониторинга окружающей среды

В соответствии со статьей 68 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 №126-3 (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 1, ст.1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №85, 2/875; 2007, 2/1335; 2008 г., № 1, 2/1395) Советом Министров Республики Беларусь было принято решение «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» (Постановление от 20.04.93 № 247). Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (далее — НСМОС) являлось обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, направленных на обеспечение населения страны благоприятных условия проживания. Кроме этого, Национальная система мониторинга ориентирована на выполнение природоохранных обязательств Республики Беларусь по международным договорам, конвенциям и соглашениям, в том числе, и на выполнение обязательств по Орхусской конвенции по обеспечению доступа населения к достоверной экологической информации.

Рисунок 1 - Структура Национальной системы мониторинга окружающей среды

Мониторинг выступает в качестве одного из основных инструментов оценки эффективности программ, планов и проектов в области охраны окружающей среды и природопользования, территориального развития регионов Беларуси. Поэтому, согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь является одним из приоритетных направлений природоохранной политики государства.

Начиная с 1995 г. функционирование НСМОС реализовывалось в рамках двух государственных программ: «Государственной Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.1998 г. №1344 и «Государственной Программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006-2010 годы», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 18 апреля 2006 г. №251. Государственными заказчиками Программ НСМОС являлись Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Министерство образования Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и Государственный комитет по имуществу. Координатором реализации НСМОС определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, обеспечивающее согласованность действий государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.

К настоящему времени определена и сформирована организационная структура НСМОС (Рисунок 1), нормативно закреплены принципы организации сетей и регламенты наблюдений, состав экологической информации, порядок ее получения и предоставления потребителям различного уровня.

В ходе выполнения мероприятий Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 – 2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 251 (далее – ГП НСМОС), обеспечено получение мониторинговых данных, позволяющих объективно оценивать состояние окружающей среды и основных природных комплексов, выполнять международные обязательства по предоставлению экологической информации. Значительный прогресс достигнут в техническом и методическом обеспечении систем мониторинга.

В 18 городах республики, в которых проживает 81,3 % населения средних и крупных городов, проводятся регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и основными источниками выбросов, в том числе в режиме реального времени с использованием введенных в эксплуатацию в 2005 – 2010 гг. автоматических станций. На основе комплекса лидарных и космических методов осуществляется оценка состояния трансграничного переноса атмосферных примесей в регион Беларуси. Создана система наблюдения, прогноза и информирования населения о состоянии озонового слоя и уровнях приземного ультрафиолетового излучения над территорией страны. Начаты наблюдения за содержанием в воздухе городов наиболее опасных для здоровья человека твердых частиц фракции РМ-10, приземного озона и бенз(а)пирена.

Для оценки состояния водных экосистем Беларуси, а также трансграничного переноса загрязнений водными путями на основных реках и  наиболее значимых озерах развернуты наблюдательные сети, плотность которых соответствует международным рекомендациям, наблюдениями охвачены, также, более 90 процентов суммарного объема сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Начато формирование интегрированного блока наблюдений за содержанием стойких органических загрязнителей (далее - СОЗ) в объектах окружающей среды (водные экосистемы, подземные воды, земли).

Основной акцент в организации мониторинга состояния подземных вод в последние годы сделан на развитие системы наблюдений в местах размещения основных источников их загрязнения (около 170 объектов) для последующей разработки природоохранных мероприятий по минимизации и прекращению их вредного воздействия. Техническое переоснащение части пунктов наблюдений за естественным режимом подземных вод позволило повысить достоверность данных, необходимых для определения эксплуатационных запасов подземных вод.

Проводится регулярная оценка уровня химического загрязнения земель (почв), расположенных на землях различных категорий,  изменений компонентного состава почв,  потери гумуса и макроэлементов под воздействием ветровой и водной эрозии на мелиорированных торфяно-болотных и минеральных почвах, разрабатываются рекомендации по сохранению продуктивности почв путем ведения соответствующих севооборотов.

В рамках мониторинга лесов обеспечено получение данных о состоянии насаждений основных лесообразующих пород (сосна, ель, дуб, береза, ольха) на сети наблюдений, охватывающей более 20 тысяч учетных деревьев, а также о влиянии на состояние лесов осушительной мелиорации.

Разработаны программы и методики проведения мониторинга растительного и животного мира, оценки состояния экосистем особо охраняемых природных территорий. В основном сформирована оптимальная сеть и проводятся наблюдения за популяциями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, за луговой и водной растительностью, зелеными и защитными древесными насаждениями, ресурсообразующими видами растений и грибов, популяциями охотничьих видов животных. Это позволяет оценивать тенденции изменения состояния биоразнообразия, выявлять угрозы функционированию экосистем, состоянию животного и растительного мира, а также разрабатывать предложения по регулированию антропогенной нагрузки и режимов использования и охраны биологических ресурсов.

Существующая сеть и регламенты наблюдений радиационного мониторинга обеспечивают получение информации об уровнях радиационного фона в районах потенциальных источников радиоактивного загрязнения,  на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, о содержании в объектах природной среды естественных радионуклидов (радон-222 и свинец-210), позволяют оперативно выявлять угрозы возникновения высоких уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды и определять тенденции их изменения.

Данные геофизического мониторинга являются основой для уточнения схем сейсмического районирования и схемы пространственного размещения активных разломов территории Республики Беларусь, необходимых для оценки экологических рисков, связанных с размещением и эксплуатацией в этих условиях потенциально опасных в экологическом отношении хозяйственных объектов, а также предупреждения вреда здоровью населения.